Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется повышенным вниманием к проявлениям агрессии детей со стороны педагогов, психологов, социологов. Проблему проявлений агрессии у детей следует считать недостаточно изученной лишь потому, что не существует единого определения понятия агрессии.
Агрессивное поведение детей изучали зарубежные и отечественные ученые: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагали различные методы и средства коррекции агрессивного поведения детей. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «агрессия» (от латинского) означает «нападение». Это явление связано с гневом, желанием причинить вред, негативными установками и действиями. Агрессивное поведение направлено на причинение физического или психологического вреда людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека возникает гнев, ненависть и т. д. Наряду с этим проявление агрессии может выступать средством для достижения цели.
В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения детей. Проявление агрессии детей в образовательных учреждениях – проблема, которая все больше беспокоит родителей и педагогов. Зачастую у детей нет инструментов выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругани, угроз и т.п.
Одной из важнейших задач психологии является ранняя диагностика и коррекция агрессивного поведения детей, так как именно в этот период закладываются основные личностные особенности. Дети наиболее подвержены негативным внешним воздействиям: жестоким компьютерным играм, жестокости и насилию в СМИ, поведению взрослых и др.
Проблема: Каковы условия возникновения агрессивного поведения у детей?
Цель: Изучить условия возникновения агрессивного поведения у детей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие агрессивного поведения;
2.Изучить специфику проявления агрессивного поведения у детей;
3.Проанализировать причины, влияющие на возникновение агрессивного поведения детей;
4. Исследовать особенности агрессии у детей.
Объект: Агрессивное поведение детей.
Предмет: Условия агрессии у детей.
Методологическая основа исследования: Методологическая основа исследования: большой вклад в разработку общеметодологических и методических агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии детей внесли такие исследователи, как А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготский, Ю.Б. Можгинский, И.А. Кудрявцев, В.Г. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
Методы исследования:
1.Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов);
2.Наблюдение;
3.Математические методы обработки информации.
Гипотеза: Мы предполагаем, что дети склонны к проявлению различных форм агрессивного поведения, невоздержанности, раздражительности при наличии факторов риска.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Понятие агрессивного поведения
«В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле» [5].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии).
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
С учетом этих результатов агрессию следует определить как целенаправленное коммуникативное действие, которое направлено на вызывание негативных эмоционально-психологических состояний у объекта вербального воздействия. На сегодняшний день в определение понятия «агрессия» добавлены новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самозащитой, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как нанесение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевленным предметам. Так, Ф. Алан описывает агрессию как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам».
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, стремление самоутвердиться. Э. Уилсон считает, что агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одного человека в отношении свободы другого человека. Аналогичное определение дает А. Бандура: «Агрессия не всегда является целенаправленной реакцией одного индивида, причиняющей физический или моральный вред другому индивидууму», а Э. Аронсон определяет агрессию, исходя из концепции намерения, как поведение, направленное на причинение вреда или боли другому человеку. Ю.Б. Можгинский под агрессией понимает «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу».
Современная психология определяет термин «агрессия» как доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сути поведенческие акты, как сплетни, злые шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийства.
В психологическом словаре под термином «агрессия» понимается индивидуальное или коллективное действие, целью которого является причинение психологического или физического вреда или даже уничтожение определенного человека или группы. Таким образом, психология рассматривает агрессию как склонность, проявляющуюся в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинить себе людей. Этот вид фокуса универсален, и определение, в основном, нейтральное. Агрессивность положительна, если она является средством для выживания.
«Агрессия характеризуется направленностью, проявлением, выраженностью. Цель агрессии - причинить страдание. Если агрессия используется как способ достижения целей, то имеется в виду инструментальная агрессия. Агрессивность может быть направлена вовне – это люди, объект, или на себя (аутоагрессия)» [10].
В настоящее время проблема насилия является предметом обсуждения на различных уровнях. С точки зрения обыденных представлений агрессия рассматривается прежде всего в следующих аспектах:
«1. Ситуация, в которой отмечается явное (преступное) насилие. Это преступное деяние, направленное против отдельного лица или группы лиц на причинение физического вреда. При этом внимание уделяется ситуации в мире, в государстве, в городе. В этом аспекте часто сравнивают такие показатели, как уровень и динамика агрессивности. Выявление структуры агрессии, мотивов агрессивных действий, характеристик субъектов, совершающих эти действия. При этом в основном обсуждаются условия, в которых осуществлялось формирование личностных характеристик, индивидуально-психологических характеристик» [7].
«2. Агрессия как докриминальная форма поведения, являющаяся основой развития субъекта как будущего преступника. С этой позиции речь идет о проявлениях агрессии у лиц, склонных к агрессивным проявлениям. Люди подвергаются значительному риску, если на них направлена агрессия. По определению Р. Уолтерса и А. Бандуры эта агрессия называется асоциальной; она связана с общественно деструктивными действиями, так что результатом этого вида агрессии может быть уничтожение субъекта, собственности. Не во всех случаях это можно считать нарушением закона. Агрессия проявляется как открыто, так и скрыто» [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2012.- 336с.
2. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.
3. Герасина, Е. В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 288 c.
4. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. – 69 с.
5. Долгова, В.И. Проявление агрессивности детей / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243.
6. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения детей / В.В. Изосимова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – №1. – С. 1766-1770.
7. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №34-1. – С.135-139
8. Корниенко, Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2018. - 567 c.
9. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности детей / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. – №1 (10). – С. 139-141.
10. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. – Cаратов, 2016. – 56 с.
11. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 6 (22). – С. 30-34.
12. Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2021. - 272 c.
13. Назмутдинов, Р.А. Теоретический анализ исследования агрессии [Текст]/ Р.А. Назмутдинов //Наука. – Костанай: Академия комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан. – 2011. – №4. – С.62 – 66.
14. Пузеп, Л.Г. Агрессивное поведение детей: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71.
15. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2015.– 628 с.
16. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 65-67.
17. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с.
18. Сухарева, Н.Ф. Коррекция агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Н.Ф. Сухарева, Ю.Ф. Баландина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 240-244.
19. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия (Academia), 2021. - 306 c.
20. Фалибеда, Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219.